Журнал «Vestnik», февраль 2011 года
Дмитрий Легут. «И вновь я посетил....»

       Позвольте вновь представить вам Диму Легута - оригинального блюзового, рок-н-ролльного, балладно-песенного исполнителя-музыканта и его третий визит в Денвер с концертом в январе 2011 года.
       Вместо пресс-релиза: Авторством-исполнительством в жанре русской рок-н-ролльной песни Дмитрий Легут (род. в 1969-м) занят всю свою, так сказать, сознательную жизнь. Однако что-то более-менее внятное, по сей день исполняемое, сочинено не ранее 90-91 годов.
       Песни (всего их порядка сотни), написанные в школе, армии, институте, а затем и на трудовом (журналистском) посту, до недавнего времени преподносились публике в форме традиционного электрического блюз-рока, исполняемого группой.
       Менялись составы и названия составов («Легут и Ко», «Совместное предприятие»), географические точки базирования (Измаил-Москва-Удомля-Москва-Владимир-Москва), пока Дмитрий, окончательно осевший в столице, не принял решения творить без «компании», петь, аккомпанируя себе на гитаре, и лишь при необходимости прибегать к услугам сессионных музыкантов.
       Таким образом определился нынешний легутовский формат, условно именуемый «комнатным роком» (дабы не увязать в терминах, типа «бард-рок», «сам …, без ансамбля» и т.п.). Некоторым это напоминает группу «Зоопарк», другим – Сергея (Чижа) Чигракова, кто-то справедливо считает творчество Д.Л. «историей вовсе отдельной» (и правильно делает этот кто-то).
       Список самых что ни на есть любимых Дмитрием, «воспитавших и повлиявших» авторов выглядит так: «Битлз» вместе и по отдельности (особенно Леннон), Курт Воннегут, Михаил Науменко. Из нынешних-отечественных наиболее яркой и значимой представляется Умка (Анна Герасимова).
       Дискография Легута состоит из четырёх компакт-дисков: «Комнатный рок», 2005, «Жития несвятых», 2008, «Всё есть», 2010, «Оптимистический блюз», 2010.


       А теперь размышления по поводу. Любой американский город полон разной музыки: открой газету, зайди на информационный сайт, послушай радио по дороге на работу и ты узнаешь, что каждый день в многочисленных музыкальных клубах и концертных залах Большого Денвера играют и поют и блюз, и джаз, и рок, и кантри..., и много чего еще на любой, даже самый требовательный вкус.
       И, как далёкий и редкий фонарик иногда/вдруг/неожиданно/невпопад мигнёт нам со страниц информатория родное имя, знакомый профиль, задумчивый взгляд. Мне необыкновенно ценны любые визиты наших российских музыкантов, которые, увы, случаются все реже. Вот и Дмитрий Легут – промелькнул и улетел - один концерт! «Как мало!» - скажете вы. А скорее всего, ничего вы не скажете. Потому что вас там не было. А жаль!
       Дима – редкое явление в российском рок-н-ролле. И потому, что сочиняет и исполняет блюз, и потому, что этот блюз настроен на цветах добра и понимания, и потому, что каждое слово Диминых песен имеет просторный смысл – и это уже интеллектуальный блюз, чувствуете разницу? Кроме того, Дима работает в манере черного делта-блюза 20-30 годов прошлого века, эмоционально и музыкально возрождая его традиции. Непопулярный блюз одинокого человека с гитарой - такая музыка практически неизвестна русскоязычному человеку и поэтому непонятна.
       Трансформации любого вида музыкального творчества интересны только тогда, когда высок уровень насыщения смыслом, высоко напряжение поиска, которое выражается, как правило, или в густо замешанной на вопросах и ответах печальной мудрости, или в самоиронии, которая присуща только очень тонко сконструированной личности, не так ли? И, как следствие, песни или музыку такой личности слушать нелегко.
       Зато легко слушать попсу! Она доступна любому, незамысловата, мелодична, театральна (что интересно вдвойне), пульсирующе-ритмична, интригующе-проста, порой глупа и смешна (что тоже может доставить отдельное удовольствие), хорошо усваиваема и не мешает пищеварению. Существует хорошая и умная попса, которая динамит в любовь, измены-ревности, жизнеописания и т.д. – то есть резюмирует простые человеческие чувства и события, чем и привлекательна – слушай, переживай потихоньку, подпевай и не напрягайся особо. Жизнь и без этого сложна, чего там.
       Можно тупо ходить и слушать одну и ту же группу – это вообще классно: знаешь уже все слова, на концертах остаётся лишь петь всем вместе. Такое хоровое пение без включения мысленного аппарата... – прав, прав был Михаил Булгаков в том, что хоровое пение ведёт в разухе в головах....
       Так что, теплейшее спасибо тебе, Дима, за твои умные песни, за великолепный, глубокий звук и за то, что каждое твоё выступление подтверждает: «рок-н-ролл жив». Более того, рождаются и живут новые его формы, возрождаются и обновляются старые - такая вечная динамика любви и выразительной пластики бытия, которую ты представляешь на редкость гармонично и красиво.

       - Дима, что нового-значительного было в твоей творческой жизни в прошедшем 2010 - м году? Коротко о концертах: где, в каких странах и городах?
       - В минувшем году у меня появился внятный издатель, «Ray Records», выпустивший два моих CD. Один из них, альбом «Оптимистический блюз», я считаю значимым и важным для себя и, надеюсь, для тех, кто меня слушает. Из выступлений самыми памятными стали концерты в Израиле, где я побывал впервые.
       - Продолжая первый вопрос: какой город, в котором ты давал концерт, был самым «тёплым» для тебя и почему?
       - Мне очень нравится Питер с его людьми, обликом, мифологией. Особенно запомнилось выступление в легендарной полусумасшедшей «Камчатке» - это было настоящее путешествие в 80-е с целой галереей персонажей – хипы, почем зря играющие на своих дудочках и барабанах, пьяные маргиналы, читающие наизусть Бродского, барышня, которая, зная, что после концерта мне бежать на поезд, наделала, бутербродов на дорогу...Такой восхитительный сюр....
       - Стоптал ли ты семь пар железных сапог за прошедший год?
       - Не думаю, что семь и что железных...Вот этот год, благодаря американскому туру, начался очень активно. Сейчас сапоги реально стаптываются, чему я очень рад.
       - Написал ли новые песни и издал ли пару новых книжек?
       - В 2010-м году была напечатана и отпущена в люди книжка «Протоколы сиамских близнецов», сочинились песни и инструментальные вещи, которые должны составить следующий альбом, задуманный в эстетике уличного музыканства, исполнительства в подземном переходе.
       - Теофиль Готье славился тем, что писал сразу, практически без черновиков, подсознательно презирая работу над словом: «Я подбрасываю фразы в воздух, словно... котят, ибо уверен, что они упадут сразу на все четыре лапы...» Как это происходит у тебя?
       - Лёгкость в сочинительстве – не моя черта. Я ставлю слова и фразы «на четыре лапы» медленно и долго. Не варьирую, не исправляю, но очень постепенно их генерирую, вынимаю... А черновики мне тоже не нужны – когда сочиняешь целую неделю одну строчку, то, естественно, весь процесс держится в голове.
       - Вопросов о России не избежать. Это всем интересно в той или иной степени. Скажи нам, Дима, как там, в России? Что отличает сейчас нашу общую Родину от той, которая была год назад? Я имею в виду музыку, литературу, в общем, творчество и состояние/положение людей, занятых творчеством.
       - Поэты-музыканты-художники в России не переводятся. Никаких льгот и послаблений им за последний год не назначили. По-прежнему нет никакой середины – хамство и святость, прекрасное и отвратительное. По-прежнему, путь творческого человека у нас – путь подвижнический. И будь это творчество трижды невостребовано и бесприбыльно, сверху, я уверен, всё видно и слышно. А иногда, к счастью, и на земле замечают.
       - Японская лирика популярна сейчас везде. Зову в гости Басё. Если «Мир быстротечен...», то хотел бы ты, Дима, чтобы «дым от свечи уходил в дыру на крыше?»
       - Дело не в том, хочу я этого или нет. Это происходит помимо моего хотения. Важно суметь принять. Я принимаю, я согласен. Мне нравится эта свеча, этот дым, эта дыра на крыше...
       - Лирический герой - фигура, как известно любому поэту или писателю, отвлеченная, состряпанная из воздуха и кислотности бытия... Если бы ты встретил ненароком своего лирического героя, Дима, что бы ты ему сказал, а?
       - Я бы сказал: «Сильнее верь, надейся и люби. Потому что ты ни на что другое не годен. И не бойся ничего».
       - Юрий Шевчук поёт: «Я тоже буржуй, и у меня есть холодильник, 15 гитар, осень, ночь и будильник». А ты – буржуй? И сколько у тебя гитар?
       - Несомненно, я – буржуй. У меня несколько гитар и холодильник, и будильник, и все дела. И понимаю, какой это подарок, аванс, благосклонность судьбы. А ещё я очень хорошо знаю, каково это – иметь только ночь, осень и одну дешёвую, бесценную гитару...
       - - Что ты любишь больше всего на свете?
       - Любовь – это самое трудное. Конечно, я люблю мою дорогую маму, мою прекрасную жену... Но та обобщающая фундаментальная любовь, которая правит миром, которая – Бог, она нам по слабости, мелочности и грешности малодоступна. Она, как вдохновение, как счастье настоящее, иногда прикасается к людям и происходит то, что называется благодатью...
       И вот эту, пусть самую маленькую причастность к этой огромной всеобщей Любви, я больше всего люблю.

Галя Вороненко. Январь, 2011, Денвер.