С явью рифмуя сны… Дмитрий Легут

        Подготовленному слушателю к оценке творчества отечественных поп-исполнителей приходится подходить с изрядной долей осторожности. Поскольку эти самые исполнители предлагают ему жуткую смесь из разудалых плясок и сусальных баллад о «вечном и благородном». Чаще всего наш слушатель, отмахнувшись от этого кошмарного компота, обращается к зарубежным источникам.
        И все же, помимо осточертевших эстрадных «грандов», в стране есть музыканты. Не будучи допущены к пирогу массового вещания, они спокойно сочиняют, записывают, издаются, концертируют и пользуются популярностью в узких кругах.
        В категории гитаристов-песенников обычно нарываешься на бардов, ноющих нечто неопределенное или бурно пытающихся устроить мир по-своему. Серьезное гитарное творчество у нас представлено по большей части джазменами и блюзменами, копирующими классические западные образцы. Наработать аудиторию в этой сфере очень непросто по двум причинам – нет ни раскрутки, ни оригинального репертуара. Да и вообще, по-настоящему интересная музыка в нашей стране мало, кому нужна.
        Тут и следует отметить упорство и терпение отдельных личностей, упрямо делающих приличную авторскую музыку. Об одной из таких личностей пойдет речь ниже.
        Дмитрий Легут. Работы этого артиста заслуживают внимания слушателя, неравнодушного к современной гитарной музыке и ищущего ее достойных примеров на отечественных культурных просторах. Артистический профессиональный стаж Дмитрия не так уж велик – зарабатывать себе на хлеб сочинением и исполнением вокально-инструментальных произведений он стал после тридцати, в начале «нулевых». Десятка лет хватило, чтобы пройти тернистый путь становления, осмыслить творческие позиции, оформиться в жанре так называемого «комнатного рока», выпустить три альбома, отыграть массу концертов в нашей стране и за рубежом и снискать себе репутацию техничного гитариста и творческого думающего музыканта с собственной жизненной позицией.
        Детальное ознакомление с личностью и художественным наследием Дмитрия основывалось на материалах, доступных в интернете (сайт www.legut.ru, ролики на YouTube и проч.). Всего на изданных Легутом четырех дисках (три альбома и один сборник) насчитывается порядка полусотни номеров. Из этого количества удалось найти 33 произведения – 23 в качестве MP3 и 10 – в виде концертных видеозаписей. Думаю, что представление об основных особенностях и тенденциях в творчестве исполнителя на основе такой выборки получить можно.
        В целом знакомство, что называется, зацепило. Дмитрий позиционирует себя, как поэт-песенник. Я скорее определил бы его, как музыканта-песенника, так как качество музыки в данном случае представляется мне более высоким, чем качество поэзии. Впрочем, тут уж кому что ближе – кто-то найдет в этих песнях остроумные метафоры и подтексты, другой отметит интересные гармонии, гитарные ходы и розыгрыши. Главное, что в творчестве Легута есть и то и другое. На сегодняшний день он вполне состоятелен, как независимый поэт и композитор, уверенно работающий в выбранном направлении.
        Легут предстает перед публикой интеллигентным человеком с лицом, не отмеченным печатью порока и нехороших привычек. Скорее скромен, чем весел. Малоулыбчив, но обаятелен, что для сцены немаловажно. Подстать манерам и творческий продукт, по первому определению характеризуемый, как «задумчивый» и, пожалуй, «невеселый». А еще заслуживающий того, чтобы высидеть концерт до конца и прослушать альбом целиком.
        Дмитрий определяет свой стиль, как «комнатный рок», что в официальном изложении можно представить некоей камерной разновидностью рок-музыки. Термин «комнатный» здесь, очевидно, предполагает менее сложную структуру самих произведений и сокращенный до минимума состав исполнителей. В принципе, так оно и есть – композиции по большей части представляют собой нешумные музыкально-поэтические миниатюры, лишенные претензий на эпохальность и вселенский масштаб. Жанр, несомненно, трудный - весьма сложно, не будучи мега-звездой, привлечь и удержать внимание современной аудитории игрой на акустической гитаре и вокалом в режиме «соло». Тем не менее, Дмитрий не без успеха справляется – его песни способны подарить слушателю немало приятных минут и полновесных эмоций.
        Следует заметить, что сам по себе этот жанр отнюдь не нов. Отдельные композиции тех же «Битлз» (Yesterday, Blackbird, Julia, Mother Nature`s Son и др.) вполне вписываются в рамки «комнатного рока». С другой стороны, отечественные барды с их неуклюжими попытками сказать «свое слово» – тоже «комнатный рок». Однако уровень материала и исполнения здесь чуть ли не полярен упомянутым выше «Битлз». В пределах этой шкалы работы Дмитрия располагаются в диапазоне много выше среднего, где качество можно определить, как «устойчиво хорошее».
        Музыкальная форма легко идентифицируется, как блюз и ритм-энд-блюз с развитыми элементами свинговых и прочих классических джазовых веяний. Иногда автора заносит в чистый рок-н-ролл, однако песни в этой стилистике представляются не самыми удачными. В традиционном блюзе Дмитрию, похоже, становится тесно и в своих последних работах он все чаще и настойчивее обращается к джазовой эстетике.
        В основе литературной концепции отчетливо просматривается ярко выраженный персонализм с изрядной долей экзистенциализма. Наблюдения и размышления преподносятся широкими яркими мазками в духе импрессионизма. Если бы не самоирония и отточенное остроумие, Дмитрия можно было бы упрекнуть в отчаянном самокопании и достоевщине. Не всякий слушатель готов к очень личному и сокровенному содержанию некоторых песен.
        Аранжировки в целом несложные – одна-две акустические гитары, губная гармоника, иногда казу. Вокал несколько монотонный, но подкупающий своей искренностью. Изредка добавлен второй голос. Мелодии простые и обычно ограничиваются пределами одной октавы. Композиции, как правило, компактные и без излишеств - продолжительности звучания в две-три минуты вполне достаточно, чтобы оценить номер и перейти к следующему. Музыкальная составляющая очень развита – во многих работах Легут обнаруживает просто виртуозное владение инструментом. К тому же он весьма интеллектуальный композитор. Поэтически Дмитрий то ярок и предметен, то туманен и несобран вплоть до абстракции, понимание которой не всякому по силам. Как бы то ни было, можно заключить, что музыкально-литературная концепция данного автора работает в режиме, максимально приближенном к оптимальному.
        Возьмусь упрекнуть творчество Дмитрия Легута в недостатке энергии и жизнеутверждающего оптимизма. Эстрадная музыка, как ни крути, относится к развлекательным жанрам. А в репертуаре Дмитрия заводные номера – гости редкие. «Из провинции в Москву», «Никому моих не нужно песен», еще две-три вещи - вот, пожалуй, и весь явный позитив. Добавляют жару и мрачноватые реализмы – «уныл и бесполезен», «не зажегся», «мутный пейзаж», «немытое стекло» и проч. А ведь даже Бах, которого трудно заподозрить в легкомыслии и веселье, вовсю писал плясовые…
        Всяк веселится, как умеет. Мне творчество Дмитрия Легута нравится. Хочется искренне пожелать артисту дальнейших изящных находок и, разумеется, новых песен, которых «будет кому-нибудь нужно».



       Александр Максимов. Минск. 2011-й год